Что должен знать будущий первоклассник.

 

Какими знаниями должен обладать современный будущий первоклассник? Предлагаем вашему вниманию список необходимого минимума того, что ребенок должен знать к школе.

 

Общий кругозор:


- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Свой возраст.
- Имя и отчество родителей.
- Домашний адрес.
- В какой стране живет.
- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
- Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта.
- Быт людей.
- Уметь объяснить закономерности природных явлений.
- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.

 

 
Мышление:


- Определение четвертого лишнего.
- Классификация, обобщение.
- Сходство/различия.
- Умение решать логические задачи.
- Сложение фигур из частей.
- Сложение из счетных палочек.
- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

 

 
Внимание:


- Устойчивость (сравнение 2-х картинок с 10-15 различиями).
- Переключение.
- Распределение.

 

 
Память:


- Повтор 10 слов или цифр.
- Запоминание картинок, фигур, символов (до 10 шт.).
- Пересказ текстов.
 

 

Речь:


- Артикуляция, произношение.
- Отвечать на вопросы и задавать их.
- Строить рассказы по картинкам.
- Сочинять сказки.
- Составлять предложения.
- Заучивать наизусть стихи, прозу.

 

 
Моторика:


- Правильно держать ручку, карандаш, кисточку.
- Уметь чертить прямую линию.
- Писать печатную букву по образцу.
- Вырезать из бумаги.
- Аккуратно клеить.
- Рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки.
- Лепить как отдельные образы, так и целые композиции.
- Изготавливать аппликации.

 

 
Математические знания:


- Знать цифры (от 0 до 9).
- Называть числа в прямом и обратном порядке.
- Решать элементарные задачи на сложение и вычитание.
- Соотносить цифру и число предметов.
- Ориентироваться на листе бумаги в клетку (графический диктант).

 

Что должен знать и уметь будущий первоклассник

 

При подготовке детей к школе необходимо формировать такие качества личности, которые позволят будущему ученику не только успешно учиться, но к жить в новой и не­обычной для него обстановке, общаться с товарищами по классу, учителями. Среди этих качеств особого внимания требуют следующие: любознательность, познавательный интерес, активность, инициативность, достаточно широкий умственный кругозор. Большое значение имеет развитие волевых качеств ребенка, без которых он не сможет регулировать свое повеление, ответственно относиться к учебе, осознавать ее общественную  значимость, подчиняться требованиям и правилам школьной жизни. Совершенно необходим будущему школь­нику тот комплекс качеств, который образует умение учиться; стремление действовать само­стоятельно, умение критически оценивать свою работу, исправлять допущенные "ошибки, умение управлять своими практическими и умственными действиями.

Необходимо формировать у ребенка навыки самостоятельности (в учебной деятельности):

-       умение принять доступную учебную задачу, следовать цели, поставленной взрослым;

-       точно выполнять задание без посторонней помощи и контроля со стороны взросло­го;

-       работать длительное время, сосредоточенно, преодолевая трудности, не отвлекаясь;

-       добиваться результатов;                                                      

-       умение справедливо оценивать свою работу. Если допустил ошибки, то при провер­ке их замечать и самостоятельно исправлять;

-       умение доводить начатое дело до конца;

-       формировать чувство морального удовлетворения от самостоятельно выполненной работы.

                        

Успешность обучения детей в начальной школе в значительной мере определяется тем уровнем умственного развития, которого они достигли к концу дошкольного детства. Го­товность к школе в области умственного развития включает несколько взаимосвязанных сто­рон. Ребенку, поступающему в 1-й класс необходим известный запас знаний:

а) По развитию речи

1      Ребенок должен обладать определенным словарем. Словарный запас ребенка более 7 лет должен составлять 3-3,5 т. слов.

2      Иметь следующие навыки разговорной диалогической речи:

-   умение слушать и понимать обращенную к нему речь, поддерживать разговор, от­вечать на вопросы и спрашивать.

3   При формировании монологической речи:

-       самостоятельно, выразительно, последовательно передавать содержание литературного текста, использовать в рассказе выразительные средства.

-       самостоятельно составлять небольшие рассказы, проявляя творчество, воображе­ние, а также сказки, загадки из личного опыта;

-       уметь составлять рассказы по картинке, предмету, серии сюжетных  картин. Передавать ход своих мыслей, объяснять то или иное событие, правило;

-       произносить все звуки родного языка, иметь четкую правильную дикцию, внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания;

-       речь должна быть морфологически правильной (отсутствие грамматических оши­бок, соблюдение правильного ударения, использование разнообразных грамматически правильных форм: сравнительная и превосходная степень имен прилагательных, наличие причастий и деепричастий, правильное склонение числительных и местоимений, спряжение глаголов);

-   умение правильно строить и свободно пользоваться различными предложение и, простыми и распространенными, соблюдая порядок слов в предложении.

Развитие речи осуществлять в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, явлениями окружающей действительности, обуче­нию грамоте и др , а также вне их - в игровой, художественной деятельности. Однако обуче­ние родному языку, развитие речи на специальных занятиях является главной центральной задачей. В основе лежит комплексный подход к вопросу развития речи. Охватывает разные стороны речевого развития - фонетическую, лексическую, грамматическую. Решение каждой речевой задачи (воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, словарная работа, развитие связной речи) осуществляется с постепенным усложнением материала. Вместе с тем на каждом этапе обучения сохраняется программное ядро. Последо­вательное осуществление преемственности связано с ориентацией на имеющиеся речевые умения и навыки.

б) Обучение грамоте

-       Умение составлять предложения из 3-4 слов, членить простые предложения на сло­ва, находить место слова в предложении;

-       умение членить слова на слоги, составлять слова из слогов;

-       умение различать звуки на слух, устанавливать их последовательность в словах.
Интонационно выделять звук в слове;

-       умение проводить звуковой анализ трех-, четырех-, пяти звуковых слов различной
звуковой структуры;

-       определять место звука в слове;

-       умение обозначить звуки буквами;

-       проводить звукобуквенный анализ;

-       составлять слова из букв и слогов;

-       усвоить и дифференцировать понятие гласный, согласный,  твердый, мягкий,

-       знать гласные звуки;

-       уметь подобрать слова с определенным звуком;

-       уметь выделить в слове любой звук, определить его место в слове самостоятельно называть слова с этим звуком;

-       умение при проведении фонемного анализа составить схему;

-       овладение навыками слогового чтения в пределах полного алфавита, затем – овладение плавным чтением;

-       на основе хорошо отработанного фонемного анализа идет работа по обучению де­тей грамотному письму (печатание).

 

 

 

 

 

в)         Подготовка руки к письму

1.                   Большое внимание уделять подготовке руки к письму, развитию мелкой мускулату­ры пальцев, координации движений руки и глаза при письме. Развивать глазомер, простран­ственную ориентировку.

2.                   В совместной с детьми деятельности и на занятиях предлагать задания в тетрадях; чаще использовать пластилин, мозаику, мелкий строительный материал, давать возможность
использовать ножницы, иголку, спицы (плетение, вышивание, вязание и т. д.)

3.                   Во время игр, бытовых процессов включать упражнения для кисти руки, пальцев.

 

г)       Математика

 

 

  1. Дети должны уметь считать, отсчитывать, пересчитывать до 10, называть числа в прямом и обратном порядке, считать на слух, по осязанию, знать не только количественный но и порядковый счёт. Выполнять устные вычисления на сложение и вычитание в пределах 10.
  2. Знать цифры до 10, уметь оперировать сними. Знать как можно то или иное число разложить на два меньших, или как из двух меньших чисел составить одно. Уметь считать группы предметов, состоящие из одинакового количества.
  3. Решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание (в одно действие), составлять задачу на наглядном материале, по иллюстрации, по числу примеру, обозначенному цифрами. Уметь пользоваться знаками +, -,=.
  4. Уметь измерять длину, ширину, высоту окружающих предметов (с помощью условной мерки).
  5. Ребёнок должен знать геометрические фигуры: круг, квадрат, овал треугольник, прямоугольник, многоугольник, конус, куб, цилиндр. Находить изученные геометрические фигуры в окружающих предметах, моделях, рисунках, чертежах, не только в изолированном виде, но и в различных комбинациях с другими фигурами. Составлять геометрические фигуры из нескольких фигур, разбивать фигуры на составляющие.
  6. Делить круг, квадрат на 2, 4 части
  7. Дети должны определять расположение предметов в помещении, находить левую, правую, верхнюю, нижнюю сторону листа бумаги, его середину, левый верхний, правый нижний угол и т.д.
  8. У детей должно быть сформировано чувство времени. Должны знать последовательность дней недели, времён года, уметь называть текущий месяц, уметь пользоваться часами, определять время с точностью до получаса.
  9. Использовать в практике устную математическую речь в пределах изученного материала.
  10. Выполнять логические задания, связанных с развитием познавательных процессов:

·         внимания: лабиринты различной степени сложности и различных видов, дидактические игры типа «Веселый счет», сравнение объектов, сюжетных картинок, групп математических объектов;

·         воображение: восстановление фигур (частей фигур) одинаковых форм, деление фигур на заданные части и другое;

·         памяти: зрительные и слуховые диктанты;

·         мышления: наблюдение, сравнение, анализ; установление закономерностей и их использование для выполнения заданий и получения новых знаний.

 

e)       Экология

 

  1.Дети должны знать, что природа не беспредельный склад, запасы ее  не неистощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей, сози­дающей. Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей в дошкольном детстве и
продолжать в школе.

  2.Дети должны знать не только представителей ближайшего природного окружения, но и обитателей степей, пустынь, Крайнего Севера. У них должны быть конкретные пред­ставления о многообразии живых существ, населяющих нашу планету. Конкретные пред­ставления о среде обитания, условиях жизни, питании.

  3.Должны знать условия роста отдельных растений.  Конкретные представления об уходе за растениями и животными. Проявлять инициативу, самостоятельность в отношении ухода за живыми объектами.

  4.Дети должны знать обобщенное представление о признаках сезона: состояние не­ живой природы, об основных явлениях погоды, типичных для данного сезона, состояния растений и животных, характерные явления в их жизни. Знать как приспосабливаются растения, животные к сезонным изменениям.

   5.Ребенок должен знать растения родного края, занесенные в Красную книгу.

   6.Конкретные представления об основных правилах поведения человека в лесу, на лугу, водоеме, парке.

 

ж)        Этика

 

  1.Работа по этике, начатая в детском саду, должна найти продолжение в первом клас­се школы. Через использование различных форм, средств и методов воспитательного воздействия - кружки, студии, специальные занятия, уроки.

  2.К поступлению в школу у детей должны быть сформированы следующие

Навыки: умение различать хорошие и плохие поступки, понимать, почему нужно поступать хорошо, каков мотив стоит за каждым поступком.

  3.Знать простейшие правила общения со сверстниками и взрослыми, основанные на уважении и доброжелательности:           

 

-  употребление выражений приветствия, прощания, благодарности;

-  умение говорить спокойным тоном, не перебивать говорящего;

- умение воздерживаться от неуместных в данной обстановке слов, действий;

   4. Знать простые формы этики:

- плавила поведения за столом, в гостях, в транспорте и общественных местах;

- использование слов, обозначающих просьбу, извинения, вежливый отказ в просьбе;

-  правила общения друг с другом;

-  правила поведения в школе.

    Понятия этики и эстетики взаимосвязаны. Нельзя научить ребенка добру, не сформировав у него понятия "красивое", "некрасивое", не сформировав эмоционального протеста против зла. И эта работа должна вестись систематически и целенаправленно через занятия по
изодеятельности, искусству, музыке, хореографии, знакомство с произведениями литературы и искусства. И эта работа может быть успешной при условии создания вокруг ребенка жизнерадостной обстановки, т.к. положительное эмоциональное состояние является основой добророжелательного отношения к людям.